Вдовы баскетболистов против фильма Движение вверх: скандал и суд

Вдовы баскетболистов выступили против фильма «Движение вверх». Скандал вокруг фильма разразился, когда жены подали в суд, желая очистить имена своих известных мужей и рассказать правду о том времени.

Осторожно, в статье могут быть спойлеры.

Вдовы Белова и Кондрашина подали в суд и выступили с заявлением в связи с недостоверными фактами об их умерших мужьях. По мнению некоторых в интернет-сообществе, жены советских баскетболистов хотели привлечь к себе внимание и поживиться на фоне выхода фильма в прокат.

«Движение вверх» — российский фильм, вышедший на экраны кинотеатров 28 декабря 2017 года и сделавший рекордные кассовые сборы (больше 1,5 млрд. руб.), подвинув с лидирующей позиции «Последнего богатыря».

Съемками фильма занималась компания Никиты Михалкова – «ТриТэ». Сюжет фильма основан на автобиографической книге Сергея Белова (однофамильца) и посвящен легендарному матчу между СССР и США на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене.

Кадр из фильма Движение вверх

Историческая подоплека давно просилась на экраны: баскетбольный тренер Кондрашин в начале 70-ых только возглавил сборную и вывел ее на Олимпиаду. Впервые за последние 36 лет баскетбольная команда СССР выиграла у США, забив на последних трех секундах победоносный мяч. Этот бросок принадлежал Александру Белову.

Несмотря на патриотичность картины и ее позитивный настрой, жены баскетболистов оказались недовольны еще на момент написания сценария. Они утверждают, что в фильме передаются искаженные факты, показывающие их мужей в негативном свете.

Александра Овчинникова (Белова) рассказывает, что ее мужа выставили больным во время прохождения Олимпиады-72, хотя это не так; показали распитие алкогольных напитков в баре, что неприемлемо для спортсменов; не говоря уже о спекуляции на советской икре. Овчинникова делает акцент на личном: ее пытались убедить, что нет ничего плохого в том, что Белова показывают с другими девушками, ведь до жены они у него были. Это глубоко задело вдову.

Она просила, чтобы негативные моменты убрали из сценария, но создатели наотрез отказались, чтобы не портить фильм.

Евгения Кондрашина тоже была обижена из-за искажений фактов о ее семье. Например, по фильму обыгран образ сына-колясочника Владимира Петровича – Юрия — и якобы в финале он даже встал от сильных эмоций, но Кондрашина говорит, что ее сын до сих пор остается инвалидом и ему никогда не делали операций, на которые Владимир Петрович никогда не собирал деньги и никогда не спекулировал валютой ради спасения здоровья сына.

В процессе утверждения сценария жены баскетболистов многократно требовали переписать сценарий, но в итоге те изменения, которых они добились, по их словам, незначительны и общей картины не изменили.

Многие спрашивают, почему поменяли фамилию тренера? Ответ кроется как раз в скандале со вдовами. Продюсеры изо всех сил пытались сохранить нужный им сценарий, и чтобы избежать ответственности за клевету, вынуждены были изменить фамилию Кондрашина на Гаранжина. Таким образом, создатели могут спокойно менять исторические факты, основываясь на художественной ценности, но не на хронике исторических событий.

Из сборной СССР 1972 года в живых сейчас остались только четверо баскетболистов – Модестас Паулаускас (капитан), Иван Едешко, Алжан Жармухамедов и Анатолий Поливода. Последний в фильме никак не фигурирует и его имя не упоминается. Сейчас он живет на Украине и в связи с политической ситуацией между странами не хочет иметь ничего общего с русскими. Модестас Паулаускас говорит сейчас по-русски плохо и сценарий не осилил, а за Алжана Жармухамедова сценарий прочитал брат. Баскетболист Жармухамедов получил 300 000 рублей за упоминание своего имени в фильме.

Юристы 3 раза подавали иск и каждый раз получали отказ на основания отсутствия доказательств о факте существования фильма. Именно в ходе судебных разбирательств изменили фамилию тренера, но искажения фактов, на которых настаивают вдовы, в отношении спортсменов и тренера так и вошли в фильм.

Ссылка на основную публикацию